Мастопатия

Мастопатия – это доброкачественное фиброзно-кистозное разрастание тканей молочной железы. Гистологически мастопатия проявляется нарушением соотношения соединительной и эпителиальной тканей. Основной причиной развития заболевания является нарушение баланса гормонов в организме. Согласно статистическим данным, мастопатия возникает преимущественно у женщин репродуктивного возраста, в единичных случаях заболеванию подвергаются мужчины.

Виды мастопатии

мастопатия Патологическое разрастание соединительной ткани приводит к возникновению узелковых образований и тяжей. Эти явления характерны для диффузной мастопатии. Позднее наблюдается образование плотных узелков и формируется узловая мастопатия . Кроме того, различают диффузные формы мастопатии с преобладанием кистозного или фиброзного компонентов. Встречается смешанная диффузная мастопатия и склерозирующий аденоз.

Причины возникновения мастопатии

Ведущим фактором возникновения мастопатии является нарушение нейрогуморального фактора регуляции деятельности организма. Пусковым механизмом для начала развития патологического процесса может стать невротическое расстройство, стресс. Тесная связь между деятельностью нервной системы и выбросом биологически активных веществ приводит к нарушению концентрации гормонов, регулирующих развитие молочных желез и других органов репродуктивной системы. Мастопатия нередко возникает на фоне изменений гормона пролактин. Во время физиологически протекающей беременности этот гормон обеспечивает рост молочных желез и лактацию. В случае повышения его концентрации вне беременности наблюдается патологическое разрастание тканей молочных желез. Фактор генетической предрасположенности также является немаловажным. Лечение мастопатии подбирается с учетом стадии заболевания, формы и ряда других индивидуальных факторов.

Специалисты нашей клиники проводят тщательный анализ данных о наличии среди родственников пациентки доброкачественных или злокачественных процессов. Воспалительные заболевания органов женской половой системы также приводят к нарушениям гормонального статуса и мастопатии. Мастопатия с высокой степенью вероятности сопровождает заболевания печени и щитовидной железы, ожирение и сахарный диабет (показано лечение мастопатии и основного заболевания). Современная медицина доказывает определенную роль в возникновении гормонального дисбаланса и мастопатии нерегулярной половой жизни. Косвенными причинами возникновения заболеваний молочных желез являются многократные операции по искусственному прерыванию беременности, травмы молочных желез, злоупотребление курением и алкоголем. Значительно повышен риск развития мастопатии у бездетных женщин, при поздних первых родах, отсутствии периода грудного вскармливания. Не исключается так же и влияние неблагоприятных экологических факторов на предрасположенность к возникновению мастопатии.

Как проявляется мастопатия

мастопатия Диффузная мастопатия характеризуется появлением болезненности в области пораженной молочной железы, возникновение которой тесно связано с менструальным циклом. Боль проявляется перед началом менструации и несколько стихает в ее начале. Иногда пальпация молочной железы выявляет непостоянные шарообразные уплотнения в верхней части железы. Узловая мастопатия характеризуется усилением интенсивности и продолжительности боли. Возможна иррадиация боли в область плеча и подмышечной впадины. В некоторых случаях наблюдается появление выделений из соска прозрачных или кровянистых. Пальпация молочной железы выявляет зернистую структуру тканей, узловатое образование до размеров ореха.

Что следует делать при мастопатии

Появление болевых ощущений в области молочных желез, уплотнения, выделения из соска являются поводом для обращения к специалисту. Квалифицированный маммолог нашего центра проведет осмотр молочных желез, проанализирует показания дополнительных методов исследования. Высокую диагностическую ценность при данной патологии имеет маммография. После уточнения диагноза мастопатия специалист вырабатывает индивидуальную лечебную тактику ( лечение мастопатии ), контролирует течение терапевтического процесса. Приемами самоосмотра молочных желез должна овладеть каждая женщина, достигшая возраста 25 лет. Своевременное выявление и лечение мастопатии и других изменений молочных желез является надежной профилактикой онкологических заболеваний данного органа.